Выражение “пропаганда Кремля” еще вчера стало штампом. Если бы этот тренд создавали люди, прошедшие курс лоботомии, их можно было бы понять. Но кампанию ведут интеллектуалы, а потому интересно разобраться: зачем им это понадобилось?

Итак, суть претензий в том, что “русские СМИ” говорят противоположное тому, что считают истиной их оппоненты. В этой связи будет полезным напомнить: в чем же смысл существования СМИ, как института? Всего в двух вещах: в создании прибыли и в отстаивании совокупных интересов какой-либо общественной группы. Когда СМИ становится, как стопроцентный сок, агитатором идей своих владельцев или боевым листком политической партии, оно сначала теряет в авторитете, потом в качестве, потом в рекламных сборах, затем умирает.

Какую же социальную группу сегодня защищают русские СМИ? Не поверите — русских! Согласно опросам ВЦИОМА 62% россиян доверяют программам российского телевидения, проще говоря, считают их своими. Эти цифры вполне коррелируют с рейтингом поддержки президента России, который на десять процентов выше. Что лишь говорит об известном скепсисе российского общества к государственным телеканалам. Тем не менее, нация в целом более чем доверяет им. А прежде, чем дать ответ на вопрос “почему?”, заглянем в свой огород.

Скажите: как часто на страницах Diena, Latvijas avīze, журнала Ir и других “латышских” СМИ появляются и отражаются в позитивном смысле мнения русской части латвийского общества? За последние 20 лет, по моему, — никогда. И чем дальше, тем реже. Следствие — общеизвестная двух общинность страны.

Российской аудитории гораздо проще узнать мнение своих оппозиционеров, чем латышам — позицию латвийских русских. Нашим восточным соседям достаточно зайти в интернет или настроить передатчик на “Эхо Москвы”. Да и телеканал “Дождь” продолжает вещание. А куда обратится “бедному латышу” за мнением его соседа-русского, и наоборот? Поэтому многие из латышской общины сегодня, по прошествии более чем двадцати лет, искренне удивляются, что в стране мало того, что живут русские, так еще и отличное от них мнение имеют.

Удивительно, что при этом никого в Латвии не возмущает, что на южной оконечности прогрессивной Европы с нами соседствуют страны, где за супружескую измену женщину, например, “очень демократично” забивают камнями. Более того, бывший министр внутренних дел мадам Абу Мери, ныне пламенный борец с “кремлевской пропагандой” и Россией, время от времени рассказывает нам, латвийцам, о том, насколько либеральным и правильным является консервативный исламский образ жизни. Рискну напомнить бывшему министру: в Крыму, насколько я информирован, камнями никого не забили и снайперов в “майдановских количествах” там тоже не было. Впрочем, отсутствие логики для подлинного демократа никогда не являлось преградой. “…Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать…” — заметил как-то русский баснописец.

Не менее модным стало вранье об удушении в РФ оппозиционных СМИ. Обратите внимание — умирают убыточные. Пресловутое НТВ сбежавшего в Киев Киселева отошло “Газпрому” по причине кредитов Гусинского и было вынуждено менять редакционную политику из-за низких рейтингов. То же “Эхо Москвы”, оставаясь в оппозиционном лагере, было прибыльным и не поменяло ни своего формата, ни своих убеждений. А “душитель либерализма кремлевский “Газпром” уж сколько лет не удосужится уволить его главреда Венедиктова.

Так что единственным, что на деле раздражает русофобов всех мастей — относительная монолитность российского общества. Откуда ей взяться?

Сегодня всем очевидно, что речь идет не о Крыме, и даже не об Украине. На кону отнюдь не 15 миллиардный кредит МВФ. Это пустяки. Украину ждет судьба Латвии. Сначала остановятся предприятия, и в страну хлынет дешевый импорт. В качестве оплаты госдолга будут разграблены и по-новому переприватизированы ресурсы. А потом, так как нефти на Украине, как и в Латвии нет, из страны начнут вывозить ее основной капитал — население. Нет денег, нет населения — ты никто.

Украина — не просто предбанник России. Это часть русской души. А на кону сама Россия. За прибыль, деньги и ресурсы которой, в конечном, итоге, борются современные русофобы. Судьба нации, ее культуры им неинтересна. Это люди циничные.

Те, кто этого не понимает, выступают в роли марионеток, что еще более жалко. Наши соотечественники за Зилупе — и мордва, и татары, и чеченцы, и те же русские — самым удивительным образом, и на уровне руководства, и на уровне общей нации, осознали эту угрозу и пытаются ей противостоять.

март-апрель, 2014
Вадим Авва