Троянский конь с икрой и блинами
Может, шаг в сторону реального двуязычия? Упаси Господь! Но что же?! Что же это?!!
Сэкономим время
В основе решения государства латвийского — создать, усилить, развернуть, да как угодно, ТВ-, радио-, интернет-медиапространство на русском языке — лежит одно: создать средство в борьбе с «чудовищной», по мнению, того же государства, пропагандой Кремля. Только это. И если кто-то утверждает обратное — не верьте. Двадцать пять лет на «общественных медиа» русское вещание в стране только сокращалось.
Выходит, речь об элементарной информационной войне. Войне, в которой будут проигравшие, выигравшие и, разумеется, жертвы. Таким образом, создается вовсе не латвийское медиа на русском, как декларируется, а меч. Мне лично очень симпатична фигура сегодняшнего главного редактора русского вещания LTV7 Ольги Проскуровой-Тимофеевой. У меня нет сомнений ни в ее личной порядочности, ни в компетентности, ни в искренности.
Нет сомнений и в другом: когда вещание, читай — оружие, будет создано, завоюет авторитет, — операция неизбежно вступит в фазу «мавр сделал свое дело»… И тогда «русское» медиа начнет заниматься тем, ради чего было задумано и создано, — кстати, за деньги налогоплательщиков, — агитацией и пропагандой. Кто-то спросит: какой вред от журналистских заметок? Отвечу: именно из-за них идет гражданская война на Украине.
Не из-за «агрессивной политики» Кремля, а из-за тех, кто из ставшей анекдотом националистической шутки прошлого — «москаляку на гіляку!» — сделал руководством к действию и страшный лозунг. Цари в отношениях двух ветвей одного народа любовь и дружба — стрельбы не было бы. Невозможна она была и в начале 90-х. Но вот… Шаг за шагом…
Уникально ли это?
Нет. В Латвии происходит то, что происходит повсеместно в мире. Повестку дня, впрочем, как и весь медийный контент, давно не определяет реализация фундаментального права человека на свободу слова. В том числе — как ее естественной составляющей — права на объективную информацию. Это уже пустые слова из Всеобщей декларации прав человека и многих национальных законодательств.
В нашей небольшой Латвии, например, есть медиа, которые ни за что не напишут, к примеру, о «Центре согласия». Даже то, что у Ушакова родился сын, для журналистов этой симпатичной группы изданий — страшное табу. А ведь «Согласие» контролирует один из самых больших в стране карманов — бюджет Риги, а значит, является общественно значимым.
Уверен, что есть медиа, которым нужно «максимально стараться» не писать плохого, скажем, про «Максиму» или вообще не писать про «Никанора Ивановича». Или, наоборот, в преддверии выборов «внезапно» заинтересоваться мнением Никанора Ивановича. Но разве эта ситуация необычна для Латвии или мира: не писать, не замечать, пока нет прямого указания собственника газеты или политруководства?
Манипуляторы… имя им — легион
Информации нет. Есть клубок из манипуляций без конца и начала. И роль авторитетных и независимых площадок, — как, например, той, где вы, надеюсь, читаете этот полемичный материал, — состоит в том, чтобы «стоять над схваткой».Но на деле не стоять. А делать вид. Ибо сама их позиция — сдержанный нейтралитет — прекрасный повод для манипуляции ими же.
А дальше, по Нимёллеру, наступает стадия «когда нацисты пришли за коммунистами — я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами — я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями — я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями — я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной — и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
Почему я в этом всем так безапелляционно и безнадежно уверен? Ну, хотя бы потому, что в русской редакции LTV работает сегодня замечательный журналист, который совсем недавно, на белом глазу и публично уверял меня, что в Латвии нет никакой дискриминации образования на русском языке — и при этом не производил впечатления человека, страдающего неизлечимым душевным расстройством…
Информация — такой же товар, как подгузники или Coca-Cola, только продает влияние, что в итоге — все равно борьба за деньги. Торговать информацией, читай — влиянием, для многих стало выгоднее и проще, чем рекламой, и они сегодня задают общий тон. Ищи карман, который в результате манипуляций станет толще, там и сидят бенефициары.
Проклятый Путин! Если бы не он!..
В начале пресловутых девяностых не было в мире страны и средств массовой информации так дружелюбно и искренне расположенных к США и Европе, как Россия и русские. Они целовали североатлантический мир в губы с не меньшей, чем Сандра Калниете, страстью. И политики, и журналисты. Правда, при этом неизменно просили, умоляли, доказывали, спорили, пытались вести переговоры, по сути, об одном — не приближайте военных баз, НАТО и ПРО к нашим границам. Рейгану наследовали Буши, Клинтон, Обама, Коля, Шредер и Меркель, Тэтчер, Мейджор и, наконец, Камерун, и что?
И вот Дима Киселев, снимавший увлекательнейшие сюжеты о европейских образовательных программах, настоящий западник, «вдруг» становится исчадием «медиа-ада». Становится всего лишь за то, что пытается отстоять право своей страны на суверенитет. Здесь один закон: громче всех «держи вора!» кричит…
Кому верить, чем сердце успокоится?
Прежде всего, и только — себе. Автор не пытается рядиться в тогу святого и пророка. Ему это не с руки. Но мне кажется, что очень важно понимать реальную картину происходящего.Хотя бы для того, чтобы вами манипулировали, этого нельзя избежать вовсе, так вот, чтобы вами манипулировали в меньшей степени. А читать, на мой, опять-таки, нескромный вкус, лучше Евангелие и святых отцов. Очень помогает не терять суть вещей в нашем, таком сумасшедшем мире.
Впрочем, тут у каждого свой вкус…
Вадим Авва, скорее поэт, чем публицист