Политический процесс, старт которому положила “победа”, весьма метко названная нынешним министром обороны Пабриксом, “пирровой”, Центра Согласия на выборах в 11 Сейм неумолимо движется к развязке.
Сегодня, когда эскалация межобщинной напряженности в Латвии находится в переломной точке, а развязка намечена на будущее лето, – предполагаю, накануне, вместо или сразу после выборов в самоуправления, попробуем разобраться: возможно ли остановить неминуемую разборку “стенка на стенку”? Или (что уж там лукавить, кругом все свои) попробуем прикинуть: существуют ли хотя бы минимальные шансы на то, что на дорожки под Бастионной горкой впервые с января 1991-го снова не прольётся кровь? Да, и чья это будет кровь? – согласитесь, тоже вопрос далеко не праздный.
Хорошо не будет
За все 22 года жизни II Республики нельзя припомнить ни одного случая компромисса в национальном вопросе. То есть, сакраментальное из восстановленной конституции “вся власть в ЛР принадлежит народу Латвии” не то, чтобы игнорировалось, просто в понятие “латвийский” русская, или, если хотите, иноязычная часть нашего сообщества по простоте душевной включала и саму себя, в то время как латышская часть подразумевала под этим определением исключительно собственную национальность. Что-то, правда, мешало им об этом открыто сказать. Но, с другой стороны, нас тоже никто не принуждал смотреть на жизнь сквозь розовые очки
Когда “Равноправие”, ПНС, ЗаПЧЕЛ, “Центр Согласия” говорили: мы добились здесь и здесь смягчения позиции правящих, мы не допустили того-то и того-то, – речь шла почти сплошь о вещах “косметических”, о юридической либо бюрократической казуистике. Да и то, как правило, эдакие кунштюки выходили только, когда “западный обком” ясно и недвусмысленно объявлял местным властям своё категоричное “нет”. Тогда правящий клан государственных националистов перегруппировывался и выполнял манёвр под названием “не мытьём – так катанием”. Каждая подобная операция сужала поле диалога. Наконец, неспешное движение этого молоха докатилось до фундаментальных основ национального самосознания местных русских.
Сегодня каждый из нас стоит перед выбором одного из трех возможных путей: стать латышом, уехать или сражаться. Выбор, как видите, не велик. Путь “юдина-лоскутова”, по понятным причинам, не может быть приемлем большинству из нас. Новые горизонты, как правило, обживает юность. “За-тридцатилетним”, укоренившимся, – труднее.
Все эти годы по отношению к русской общине государство неизменно делало две вещи: исправно взимало налоги, а в ответ на просьбу предоставить политические права или элементарное для каждого родителя право учить и воспитывать детей на основе своей культуры говорило: “Не нравится? Заткнитесь!”. Такую позицию ещё можно понять, когда “барин гуляет на свои”. Но когда собственное унижение оплачиваешь своими налогами – извините! Не все же мазохисты, так? Вот потому-то во все времена: Кромвеля ли, Древнего Рима или в “недавноэстонские” – такое пренебрежение заканчивалось кровью и беспорядками. Ну, не знает история других примеров.
Ситуация являет собой классическую задачу из учебника математики. Из пункта А в пункт Б вышел поезд. В кабине машиниста, бодро подбрасывая в топку дрова ненависти и оскорблений, сидит мадам Аболтиня с друзьями и мсье Райвисом. Навстречу из пункта А в пункт Б несётся экспресс, раскочегаренный “ЗаРёй” и десятилетиями несправедливости. Вопрос: когда и в какой точке они встретятся? Но сначала – давайте постараемся понять:
Почему не сработают тормоза?
Когда 20 лет подряд называешь белое чёрным, невольно темнеет в глазах. На фоне нестабильного бюджета, “сморщенного” внутреннего рынка и туманных перспектив роста жизненного уровня признать, что предшествовавшие и политика, и риторика были ошибочными, давно стало невозможным. Воспитывавшийся годами лжи, уверовавший в неё основной, т.е. “латышский” электорат не поймёт и не простит. Государственная элита страны давно попала в сооружённую собою же ловушку национализма без единого шанса, да и, признаться, желания оттуда выбраться.
“Брюссельская клика” – те представители истеблишмента, которые имеют шанс сделать неплохую карьеру в европейских институциях, увы, малочисленны. Поэтому в критический момент и сами они, и их увещевания будут отброшены в сторону. А так как подавляющая часть сегодняшней власти ничего другого, как заседать в разного рода синекурах не умеет, инстинкт самосохранения сам собою подталкивает их к эскалации противостояния.
Если же выползти за пределы нашего “латвийского муравейника”, то нетрудно увидеть: год грядущий сулит мировой экономике серьёзный инфляционный шторм. Поэтому “западному обкому” будет просто не до событий в маленькой балтийской державе, чьи первые лица так хорошо научились респектабельно носить свой недавно пошитый европейский костюм.
Как всё будет
События развиваются таким образом, что невольно усматриваешь за ними руку большого режиссёра. Между обещаниями решить проблему неграждан времён НФЛ, А.В. Горбунова и “Латвийского пути”, – и дискуссией о том, имеет ли право заниматься преподавательской деятельностью высококлассный педагог, переставший быть лояльным по причине хамства государственной машины в свой адрес, – лежит “дистанция огромного размера”. И она за эти 20 лет была пройдена.
Попытки вызвать любовь силой относятся психиатрией к формам помешательства. Однако рассуждать в подобном ключе с властных трибун в нашей стране оказывается и возможным, и нормальным. Процесс не может стоять на месте. После того, как все слова сказаны, извинений не последовало, а пути к отступлению отрезаны, – начинается драка.
Аккурат к концу весны следующего года нас измотают дискуссиями о референдуме, о рамках лояльности, химерами интеграционных моделей и яростным желанием ассимилировать, подавить и переломать неугодных и несогласных. И само собою выйдет, что выборы самоуправлений – это идеальная точка на политической кривой для того, чтобы устроить в ней провокацию. Ввести под эту сурдинку чрезвычайное положение в стране и, наконец, получить в своё распоряжение бюджет города Риги. Ибо в подоплёке любой борьбы всегда лежит право делить ресурсы, будь то нефть или деньги – всё едино.
Именно в этой плоскости лежит рациональное объяснение пестуемому уже как двадцать лет образу России-врага. С другом воевать невозможно. Невозможно это и объяснить, если таковые объяснения потребуются. А Россия для нашей элиты враг наилучший. Это дает мандат на расправу с “русской пятой колонной” у себя дома.
“Единство” и иже с ними не просто не хотят договариваться. Они созрели и готовы решить “русский вопрос” силой. Ставка на такое решение вопроса сделана. Готовится почва. Достаточно почитать комментарии министра обороны Пабрикса к материалам Джеймстаунского форума. Ружьё, висящее на стене, выстрелит, и отсвет бронзового заката окрасит Ригу багрянцем.
Очень надеюсь ошибиться во всех своих предположениях, но..
сентябрь, 2011
Вадим Авва
P.S. Если Вы поделитесь в своей ленте этим материалом, Вы поможете проекту DIDRO.lv развиваться. Спасибо.